ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ БЕРДЯЕВ
НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1874 – 1948)
Николай Александрович Бердяев – философ,
религиозный мыслитель и публицист – родился 6 марта 1874 г.
в Киеве. Происходил он из старинного дворянского рода.
Бердяев получил начальное домашнее образование,
хорошо владел немецким и французским языками. С детства зачисленный
по семейной традиции в пажи, в 1887 - 1891 гг. учился в Киевском
и Владимирском кадетских корпусах, после чего вместо поступления
в Пажеский корпус около трех лет готовился к сдаче экзаменов
на аттестат зрелости для поступления в университет.
С 14-ти лет он полюбил чтение философских
книг: Гегеля, Канта, Шопенгауэра и других. Так же рано он
осознал и свое призвание – быть философом, «человеком, который
посвятит себя исканию истины и раскрытию смысла жизни». Со
второй попытки, в 1894 г., он получил аттестат зрелости Киево-Печерской
гимназии.
В 1894 - 1897 гг. Николай Бердяев учился
в Киевском университете Св. Владимира: год на естественном
отделении Физико-математического факультета, затем – на Юридическом
факультете. Занимался самообразованием, написал первую самостоятельную
работу – антикантианский этюд «О морали долга и о морали сердечного
влечения». Участвовал в работе кружка, собиравшегося на квартире
Г. Челпанова, приват-доцента университета, читавшего необязательный
курс критики марксизма; а также студенческого марксистского
Центрального кружка саморазвития и Киевского «Союза борьбы
за освобождение рабочего класса». Уже тогда у Бердяева проявились
способности лектора и страстного полемиста.
В 1897 г. Бердяев впервые был арестован за
участие в студенческой демонстрации. Вторично его арестовали
в 1898 г. по обвинению в участии в антиправительственных выступлениях.
В 1900 г. был выслан на три года в Вологодскую губернию под
гласный надзор полиции.
В 1898 г. состоялся литературный дебют Бердяева:
в журнале «Мир Божий» были опубликованы две его рецензии.
В 1899 г. он написал свою первую самостоятельную статью –
« Ф.А. Ланге и критическая философия в ее отношениях к социализму».
В 1900 г. завершил работу над книгой «Субъективизм и индивидуализм
в общественной философии», представлявшую собой критический
этюд о Н.К. Михайловском, в котором «идеи марксизма сочетались
с идеализмом».
Ссылку отбывал вместе с А. Богдановым, А.
Ванновским, А. Луначарским, А. Ремизовым, Б. Савинковым, П.
Щеголевым. Годы, проведенные в ссылке, Бердяев посвятил занятиям
философией. Именно там произошел переход «от марксизма к идеализму».
В 1904 - 1907 гг. он жил в Петербурге. А
с января 1909 г., после заграничного путешествия, обосновался
в Москве.
Бердяев стал свидетелем и одним из творцов
того процесса, который сам же назвал «русским ренессансом
начала ХХ века». Он принимал участие в работе Киевского, Московского
памяти Вл. Соловьева и Петербургского религиозно-Философских
обществ (РФО), был действительным членом Психологического
общества при Московском университете. Бывал на знаменитых
«средах» «на башне» у Вяч. Иванова, на «воскресеньях» у В.
Розанова, на заседаниях: московского православно-богословского
кружка М. Новоселова, Академии изящных искусств у А. Скрябина,
кружка «Православное возрождение», Общества свободной эстетики,
Московского литературно-художественного кружка. Религиозно-философские
собеседования устраивались и в доме Бердяевых в Москве.
По приглашению Д. Мережковского и З. Гиппиус
вместе с С. Булгаковым он вошел в состав редакции журнала
«Новый путь», а в 1905 г. редактировал его продолжение – журнал
«Вопросы жизни». Печатался в журналах «Вопросы философии и
психологии», «Мир Божий», «Полярная звезда» и других. Принимал
участие в сборниках «Проблемы идеализма» и «Вехи».
За статью «Гасители духа» (1913 г.), направленную
против Святейшего Синода, который олицетворял для Бердяева
официальное православие, против него было возбуждено дело
по обвинению в богохульстве. Прекращено оно было только после
Февральской революции.
В 1914 г. Бердяев издал книгу «Смысл творчества.
Опыт оправдания человека», заложившую основы его оригинальной
религиозно-философской системы. Книга вызвала неоднозначную
оценку и споры.
События 1917 г. Бердяев пережил как «момент
своей собственной судьбы, а не как что-то извне ему навязанное».
Будучи идейным противником большевизма, он вместе с тем после
октября 1917 г. испытал творческий подъем и всплеск общественной
активности. В 1917 - 1918 гг. им написано свыше 40 публицистических
статей, опубликованных в «Накануне», «Народоправстве», «Русской
свободе» и других изданиях. В ряде статей Бердяев определял
смысл происходящего, истоки революции, высказывал предположения
о дальнейшем развитии событий.
В первой половине 1918 г. на квартире Бердяева
возникла Вольная академия духовной культуры (ВАДК), получившая
официальный статус осенью 1919 г. В ВАДК он читал курс лекций
по философии истории и философии религии.
В 1918 - 1920 гг. он работал в Государственном
институте слова, Московском университете, Российской Академии
художественных наук и других научных учреждениях и учебных
заведениях. В это время им были написаны книги «Философия
неравенства. Письма к недругам по социальной философии» и
«Философия Достоевского».
В первый раз Бердяев был арестован ВЧК в
1920 г. по делу «Тактического центра», второй раз - в 1922
г. по обвинению в антисоветской деятельности. Ему было объявлено
решение Политбюро ЦК РКП(б) и Президиума ВЦИК о его бессрочной
высылке из Советской России.
В 1922 - 1924 гг. Бердяев жил в Берлине,
рассматривая Германию как переходный пункт между Россией и
Западной Европой. В конце 1922 г. на квартире Бердяева по
инициативе П.Б. Струве состоялась встреча философов, высланных
из России, и участников Белого движения, на которой Бердяев
в резкой форме отмежевался от «Белой идеи», считая, что нельзя
возлагать надежды на насильственное ниспровержение большевизма,
ибо он может быть преодолен только медленным внутренним процессом
религиозного покаяния и духовного возрождения русского народа.
В Берлине Бердяев продолжил культурно-просветительскую
и преподавательскую деятельность. В 1922 г. по его инициативе
и при содействии Американского христианского союза молодых
людей была открыта Религиозно-философская академия (РФА),
продолжившая традиции прежних РФО и ВАДК. Как и в Москве,
Бердяев читал лекции и вел семинарий. Одновременно он являлся
деканом отделения и членом ученого совета Русского научного
института для обучения русских студентов, открытого в феврале
1923 г.; в институте он читал популярный курс по истории русской
мысли.
Осенью 1923 г. участвовал в работе первого
съезда «Русского студенческого христианского движения» (РСХД).
Он стал почетным членом совета РСХД и участвовал в съездах
движения до 1936 г., когда, по его мнению, в движении стали
преобладать правые группировки фашистского толка.
В 1923 г. Бердяев опубликовал несколько книг,
написанных еще в России. В Берлине им был написан этюд «Новое
средневековье».
Летом 1924 г. Бердяев по материальным соображениям
переехал во Францию. Сначала снимал квартиру, а в 1938 г.
переехал в собственный дом в Кламаре, полученный в наследство
от друга семьи – англичанки Ф. Вест. С 1928 г. регулярно по
воскресеньям у Бердяева устраивались собеседования с чаепитием,
как в Москве и Берлине. В числе постоянных гостей были И.
Фондаминский, Е. Извольская, М. Каллаш, Г. Федотов и другие.
В ноябре 1924 г. под председательством Бердяева
в Париже начала работать Религиозно-философская академия.
Он читал курсы лекций - «О проблемах христианства», «О современных
духовных течениях» и другие; вел семинары – «Идолы и идеалы»,
«Основные течения современной европейской культуры» и другие.
С 1925 г. принимал участие в собраниях Братства Св. Софии,
читал лекции на собраниях Русского национального комитета.
Был, наряду с о. Булгаковым, Зеньковским, Федотовым и Фондаминским,
одним из основателей «Лиги православной культуры».
С 1924 г. и до своей кончины Бердяев был
редактором издательства YMCA-Press. С 1925 г. по 1940 г. редактировал
при участии Вышеславцева журнал «Путь. Орган русской религиозной
мысли».
Страстный защитник свободы творчества, Бердяев
в 1935 г. выступил в защиту Булгакова, указом митрополита
Сергия обвиненного в ереси за свои богословские взгляды. В
конце 1939 - начале 1940 гг. встал на сторону Федотова, получившего,
по предложению митрополита Евлогия, ультиматум от преподавателей
Богословского института о несовместимости преподавательской
деятельности в православном учебном заведении с написанием
статей на политические темы для изданий «левой» ориентации.
Сотрудничал в популярных эмигрантских изданиях – «Дни», «Последние
новости», «Современные записки», «Новая Россия».
Бердяев имел широкий круг общения с французским
литературным, католическим и интеллектуальным миром. Принимал
участие в международных встречах и конгрессах.
В 1927 - 1928 гг. в Париже была опубликована
«Философия свободного духа», получившая премию Французской
Академии моральных наук и ставшая в творчестве Бердяева началом
пересмотра основных проблем христианства. Знаковыми были работы
Бердяева: «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики»,
«Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения»,
«Судьба человека в современном мире», «Дух и реальность. Основы
богочеловеческой духовности», «Истоки и смысл русского коммунизма»,
«О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии».
После оккупации Франции германскими войсками
Бердяев с семьей и вместе с Мочульским уехал в Пила под Аркашоном,
но после появления немцев и там они вернулись в Кламар. После
нападении Германии на СССР Бердяев занял так называемую «просоветскую»
позицию (говоря словами Бердяева, «естественно присущий ему
патриотизм достиг предельного напряжения»). Во время немецкой
оккупации Бердяев почти нигде не выступал с публичными докладами
и лекциями, посвятив это время «сосредоточенному философскому
творчеству». Стал членом «Союза патриотов», сочувствовал движению
Сопротивления, печатался в газете «Русский патриот». Участвовал
в работе Центра философских и духовных исследований М. Дави.
Под влиянием трагических событий Второй мировой
войны Бердяев начал переосмысливать традиционную христианскую
метафизику. Об этом говорят его работы «Русская идея», «Экзистенциальная
диалектика божественного и человеческого», «Истина и откровение.
Пролегомены к критике откровения».
Годы, прожитые Бердяевым во Франции, стали
для него «эпохой усиленного философского творчества».
Бердяев умер за письменным столом 24 марта
1948 г. Был похоронен на кладбище в Кламаре.
Сочинения:
- Бердяев Н.А. Эрос и личность. М.,
1989.
- Бердяев Н.А. Философия свободы.
Смысл творчества. М., 1989.
- Бердяев Н.А. Судьба России. М.,
1990.
- Бердяев Н.А. Смысл истории. М.,
1990.
- Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского
коммунизма. М., 1990.
- Бердяев Н.А. Душа России. Л., 1990.
- Бердяев Н.А. Русская идея. М.,
2000.
Исследования:
- Ермичев А.А. Три свободы Н. Бердяева.
М., 1990.
- Вадимов А.В. Жизнь Н. Бердяева.
Беркли, 1993.
Е.Н. Евсеева |