ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ГОЛОХВАСТОВ ГЕОРГИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(1882 – 1963)
Георгий Владимирович Голохвастов родился
29 октября 1882 г. в Ревеле. Происходит из потомственных дворян
Ярославской губернии, православного вероисповедания. В марте
1898 г. он был зачислен в пажи кандидатом Высочайшего двора.
С ноября 1898 г. воспитывался в Пажеском корпусе. В ноябре
1902 г. окончил Пажеский корпус по 1-му разряду и был произведен
в камер-пажи Высочайшего двора. В августе 1903 г. произведен
в подпоручики и назначен в л.-гв. Егерский полк. В августе
1911 г. произведен в штабс-капитаны и назначен командиром
роты. В августе 1914 г. в рядах л.-гв. Егерского полка выступил
на фронт Первой мировой войны. Осенью, после болезни, был
назначен начальником учебной команды. С октября 1915 г. находился
в действующей армии. В апреле 1916 г. был командирован в запасной
батальон. В октябре прошел медицинское освидетельствование
в Красносельском лазарете и был причислен к 3-й категории.
С декабря служил в Главном управлении Генерального штаба.
Был произведен в полковники. В январе 1917 г. был командирован
за границу. После большевистского переворота решил не возвращаться
в Россию. В 1920 г. приехал в Нью-Йорк.
Писать стихи начал в России, печататься –
в США. В 1924 г. вместе с В. Ильяшенко, Д. Магула и Е. Христиани
издал первый коллективный сборник русских американских поэтов
– «Из Америки» (на титульном листе указан 1925 г.). В него
вошло 59 стихотворений Голохвастова, в том числе более двадцати
септетов, которые сам он называл полусонетами. Первым ввел
в русскую поэзию эту твердую форму, известную в Европе с начала
XVII в., Владимир Ильяшенко, близкий друг Голохвастова. Писали
полусонеты и другие русские поэты в США, но никто не увлекался
септетами в такой степени и не писал их в таком количестве,
как Голохвастов. В своих стихотворениях, помещенных в сборнике
«Из Америки», Голохвастов был близок традиции, сложившейся
во второй половине XIX в. Участники сборника отождествляли
эту традицию с именами Тютчева, Фета, А. Толстого, Полонского,
Случевского и Вл. Соловьева. Поэзия первой четверти XX в.
на творчестве Голохвастова вообще не оставила отпечатка. Автор
предисловия к сборнику «Из Америки» увидел в его стихах главным
образом «чувство покорности судьбе и обаянье безропотного
фатализма».
В 1931 г. был издан целый том «Полусонетов»
Голохвастова, включивший триста семистиший, написанных в 1920
– 1930 гг., и среди них – венок септетов с магистралом и несколько
«сюит», то есть небольших поэм, состоящих из полусонетов.
Испытавший влияние Ронсара, Парни, Бодлера «и ясность Пушкинского
дара», Голохвастов довел эту не утвердившуюся в поэзии твердую
форму до совершенства. Образы в его стихах настолько едины
эстетически, что представляют собой подлинную систему. Ни
один из его тропов не нарушает стройности той архаизованной
реалистической эстетики, которая представляется им как бы
данностью, застывшей в величии и узаконенной благородной традицией.
Философия слова у Голохвастова парадоксальна: при дисциплине
стиха, культе четкости, экономии средств, тщательной отделке
встречаются издавна знакомые, «изношенные» словосочетания.
Отсюда - оттенок риторичности при всей искренности чувств
и самостоятельной мысли. Композиция его стихотворений логична,
рациональна и следует часто встречающимся схемам. Круг тем
в «Полусонетах» широк, но и традиционен: судьба, вера в мечту,
обреченность человека на «Сизифов труд», любовь, дыхание вечности
в природе, «гимны радостям земли», стихи о стихах, психологический
источник которых – момент внутренней ясности и «напев сердечного
затишья». Не обособленно, но именно в связи с этой тематикой
проявляется мотив реинкарнации, перешедший и в следующую его
книгу.
Голохвастов был избран председателем нью-йоркского
русского Общества искусств и литературы, а в 1937 г. - вице-председателем
американского Пушкинского комитета. Жил он в Лоукэст Вэлли
на Лонг-Айленде, близ Нью-Йорка. Служил поочередно в нескольких
частных компаниях. В 1938 г. тиражом 300 экз. было издано
главное произведение Голохвастова – посвященная его ближайшему
другу и единомышленнику В. Ильяшенко эпическая поэма в 8 000
стихов «Гибель Атлантиды» (иллюстрированное подписное издание).
Голохвастов работал над своим философско-эзотерическим эпосом
четыре года – с конца 1931-го по ноябрь 1935-го. До известной
степени в нем сказалось следование европейским образцам эпического
жанра – «Божественной комедии», «Освобожденному Иерусалиму»,
«Фаусту». Литературовед Б.Л. Бразоль (1885 – 1963), лично
знавший поэта, добавлял к этому перечню «Скованного Прометея»
Эсхила и «Каина» Байрона. Метрическая схема произведения –
весьма редкостная. Стих состоит из двух ямбических и двух
амфибрахических стоп, с четкой цезурой между ними, и звучанием
напоминает диптих Фета «Измучен жизнью, коварством надежды…».
Ориентация на поэта, столь чтимого в кругу В. Ильяшенко, исследователя
творчества Фета, не случайна. Параллели с фетовским творчеством
заметны и в других его книгах. Ямбо-амфибрахий в «Гибели Атлантиды»
местами прерван вставными гимнами, заклинаниями, хорами. Мастер
многократной рифмы, Голохвастов варьирует тип рифмовки и характер
строфы. Стройность архитектоники, живописность сцен, чеканность
слога – все это дополняет впечатление значительности и монументальности.
Многие детали почерпнуты из Платонова диалога «Тимей». Однако
источники Голохвастова многочисленны и отчасти совпадают с
теми, что упоминает Мережковский в своей «Тайне Запада. Атлантида
– Европа», выход в свет которой совпал с началом работы над
«Гибелью Атлантиды». Однако первое приближение Голохвастова
к будущей поэме видно уже в его «Полусонетах». Главная особенность
«Гибели Атлантиды» состоит в том, что написана она поэтом-визионером.
По контрасту с мистическим мировоззрением Голохвастова его
художественное мышление окрашено в тона рационализма. Вместе
с тем он «кладет в основание всех своих построений принцип
пола… его метафизическую неслиянность» (Б. Бразоль). В поэме
принцип пола возведен в онтологическую категорию. Аллюзии
– мифологические, философские, теософские, астрологические,
антропологические, исторические, литературные – весьма многочисленны.
Встречаются образы и идеи, восходящие к Ницше, Шопенгауэру,
Вл. Соловьеву, Тютчеву («древний хаос», разбуженный верховным
жрецом Атлантиды), местами к Евангелию от Иоанна, апокрифам,
кабале, трактатам по магии, «Тайной доктрине» Блаватской,
а также к буддизму и – еще чаще – к упанишадам и веданте.
В 1944 г. редактор нью-йоркской газеты «Р.С.Т.»
(«Рцы слово твердо») Б.А. Завалишин издал книжку Голохвастова
«Четыре стихотворения» (все написаны в 30-е гг.). Одно из
них – перевод знаменитого «Ворона» Эдгара По – лучший из существующих
(впервые опубликован в «Р.С.Т.» в 1938 г.). В той же маленькой
книжке помещено превосходно построенное шуточное стихотворение
на заданную рифму, а также виртуозное пространное «Полуоправдание»
– послание критику, напавшему на термин «полусонет»:
Полупрозрачно мне был дан в укоре строгом
Полуневежды чин… Смиряюсь – я не горд…
Но все ж, хоть Пушкин был и будет полубогом,
Не страшен мне ничуть его полу-милорд…
В 1944 г. вышла книга Голохвастова «Жизнь
и сны» (на титульном листе указан 1943 г.) с великолепно исполненным
Н. Фешиным портретом автора. Сборник был, по-видимому, задуман
как итоговый и включил стихотворения, написанные в течение
25 лет. Лучшие стихотворения в книге – на тему первозданности
природы и о пантеистических состояниях сознания. Тогда же
появилась в «Новом Журнале» (1944. № 9) поэма Голохвастова
«Святая могила» с подзаголовком «Старо-Крымская легенда».
Написанная пушкинским четырехстопным ямбом, она представляет
собой мастерскую имитацию романтических восточных «повестей»
начала XIX в. Свободный от земных соблазнов старый Хаджи влюбляется
в юную Раймэ, «прообраз гурий», но, вдруг узнав, что отвечавшая
взаимностью красавица уже влюблена в другого, уходит в горы
и умирает с молитвой Аллаху на устах.
Голохвастов был участником Кружка русских
поэтов в Америке и выпущенного кружком в 1949 г. коллективного
сборника «Четырнадцать» (название - по числу участников).
В большой подборке его стихотворений представлены в основном
ранее публиковавшиеся. Он был занят тогда работой над переводом
«Слова о полку Игореве». В 1950 г. редакция «Нового Журнала»
выпустила перевод «Слова» отдельным изданием. В известном
эмигрантском издательстве им. Чехова вышел в его переводе
роман Р. Рихтера «Дебри». Некоторые произведения Голохвастова
остались неизданными. Среди них - поэма «Лицо Нарцисса», состоящая
из 80 сонетов, и перевод «Науки любви» Овидия.
Умер Г.В. Голохвастов 15 июня 1963 г. в Нью-Йорке.
Сочинения:
- Полусонеты. Париж, 1931.
- Гибель Атлантиды. Нью-Йорк, 1938.
- Четыре стихотворения. Нью-Йорк, 1944.
- Жизнь и сны. Нью-Йорк, 1944.
Исследования:
- Бразоль В. Предисловие // Голохвастов
Г.В. Полусонеты. Париж, 1931.
- Бразоль В. Речи. Т. 1. Нью-Йорк,
1943.
- Назаров А. Предисловие // Из Америки.
Нью-Йорк, 1925.
Вадим Крейд |