ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАЖА
(1919 – 1920 гг.)

Законом от 25 марта 1919 г. обеспечение правопорядка на территории ВСЮР возлагалось на Государственную стражу. 

Государственная стража не была повторением института старой полиции. Она совмещала функции полиции с функциями Отдельного корпуса жандармов. Находилась в подчинении начальника Управления внутренних дел и имела военизированную организацию. Часть чинов Стражи числилась на службе по военному ведомству, а часть – по гражданскому (в зависимости от того, в какой структуре Стражи занимали должность эти чины). Таким образом, Государственная стража как бы делилась на военную и гражданскую часть.

Военную организацию Государственной стражи составляли: 1) офицеры Стражи; 2) военные чиновники; 3) стражники. Эти должностные лица состояли на военной службе и назначались из чинов военного ведомства. Офицерский корпус Стражи комплектовался путем перевода офицеров из воинских частей и учреждений Военного и Морского управлений, а также определением офицеров на службу из запаса и отставки. Для службы на некоторых должностях по военному ведомству могли зачисляться лица гражданские. Такие должностные лица именовались, как и до революции, военными чиновниками. Зачисляемые таким способом на должности начальников Стражи и их помощников в городах и районах городов, а также в городских участках и сельских волостях (приставы) приобретали статус военных чиновников Государственной стражи. Чины Стражи, не принадлежавшие ни к одному из трех вышеупомянутых разрядов, входили в состав гражданской части Стражи, занимали должности либо по Уголовно-розыскным управлениям Государственной стражи либо по канцеляриям ее учреждений и числились состоящими на службе по гражданскому ведомству.

«Главное начальствование» над Государственной стражей принадлежало начальнику Управления внутренних дел. Его функции в отношении Государственной стражи заключались в высшем надзоре за «точным исполнением чинами Государственной стражи своих обязанностей» и руководстве деятельностью Стражи «по предупреждению, пресечению, обнаружению и исследованию преступлений». Ближайшее заведование над Государственной стражей возлагалось на командующего Стражей, обладавшего правами помощника начальника УВД. Командующий возглавлял Центральное управление Государственной стражи, состоявшее из штаба и гражданской части. Командующий Стражей назначался из лиц воинского звания (желательно, имевших высшее образование). 

Штаб Государственной стражи служил целям деятельности командования Стражи «по строевой, хозяйственной, инспекторской и военно-судной частям». В ведомстве гражданской части находилось пресечение и расследование преступлений. Права начальника штаба Государственной стражи в отношении вверенных его распоряжению частей приравнивались к правам начальника штаба военного округа.

Помощник начальника УВД, занимавший должность командующего Государственной стражей, назначался приказом главнокомандующего, изданным по представлению начальника УВД, согласованному с начальником Военного управления. Тем же порядком назначались начальник штаба Стражи и его помощник.

Структура Государственной стражи устанавливалась в соответствии с административным подразделением занятой территории, а также в связи со специфическими условиями деятельности Стражи как службы по охране путей сообщения и других стратегических объектов в тылу. Исходя из этого, в состав Государственной стражи входили бригады Стражи в губерниях и отдельных градоначальствах, железнодорожные бригады Стражи, а также речные, портовые и крепостные команды. Особые подразделения составляли уголовно-розыскные управления.

Губернские и городские бригады Государственной стражи находились в распоряжении губернаторов и градоначальников.  Городские бригады создавались в крупных городах (некоторых губернских центрах) и компактных районах городских поселений. Назначение командиров бригад производилось, по представлению губернатора или градоначальника, приказом командующего Стражей. Командиры железнодорожных бригад Стражи подчинялись непосредственно командующему Стражей и им же назначались на должность. Права, предоставленные губернатору в отношении губернских бригад Государственной стражи, в отношении железнодорожных бригад Стражи принадлежали исключительно командующему Стражей. Функции железнодорожных бригад Государственной стражи определялись как соответствующие функциям бывшей «железнодорожной жандармской полиции». Портовые и речные команды Стражи образовывались в составе губернских и городских бригад. Крепостные команды Стражи образовывались по усмотрению начальника Военного управления и подчинялись распоряжениям исключительно военного начальства, но в мирное время должны были входить в состав бригад Стражи.

Уголовно-розыскные управления создавались в губерниях и градоначальствах. Начальник такого управления был подчинен непосредственно губернатору или градоначальнику. Объединения уголовно-розыскной деятельности в специальном органе на высшем уровне не предусматривалось. Общее руководство уголовно-розыскной деятельностью в государственном масштабе осуществлялось командующим Государственной стражей и его помощником – начальником гражданской части Центрального управления Стражи.

Центральное управление Государственной стражи делилось на три части: военную, гражданскую и специальные курсы (для подготовки полицейских кадров). Начальник штаба Стражи должен был быть в звании не ниже генерал-майора (4-й военный класс должности), два его помощника – тоже могли быть и в чине полковника. Начальник гражданской части Государственной стражи соответствовал 3-му классу должности, то есть приравнивался к помощнику начальника УВД. Два помощника начальника гражданской части соответствовали 4-му классу. Для занятия должностей по Центральному управлению Государственной стражи весьма важным условием признавалось образование «не ниже среднего».

Командующим Государственной стражей был назначен генерал-от-инфантерии Н.Н. Мартос. Назначение на этот пост военного, заслужившего второй по классу военный чин, ставило его в равное положение со своим непосредственным гражданским начальником – «министром» внутренних дел и, вероятно, должно было подчеркнуть приоритет военной организации над гражданской в структуре Государственной стражи. Начальником штаба Государственной стражи являлся поначалу генерал-майор В.Н. Никольский, затем - генерал-майор Савицкий.

Государственная стража, являясь основным инструментом гражданского управления белым Югом, совмещала в себе функции политической, криминальной и территориальной полиции, а по способу подчинения и комплектования соединяла черты полиции Министерства внутренних дел, жандармерии и территориальной армии. Возможно, чрезвычайность условий, в которых происходило становление аппарата государственного управления белого Юга и обусловили громоздкость и противоречивость такой постройки.

Я.А. Бутаков

очерки истории/ энциклопедический словарь/ учебно-методическое пособие/ хрестоматия/ альбом/ о проекте