ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

РУССКИЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ В ПРАГЕ
(1934 – 1944 гг.)

По инициативе В.Ф. Булгакова (1886 – 1966) в 1933 г. Русский свободный университет в Праге выступил организатором Русского культурно-исторического музея как хранилища и центра изучения культуры и быта Российского зарубежья. Булгаков был директором Государственного музея Л.Н. Толстого в Москве и одновременно - хранителем Дома-музея писателя в Хамовниках; в 1923 г. он вместе с семьей был выслан из СССР за пропаганду толстовского учения.

Как вспоминал ректор университета М.М. Новиков, «в это время университет стал почти единственным русским научно-просветительным учреждением в Праге, развивавшим энергичную деятельность. В.Ф. Булгаков, бывший секретарь Л.Н. Толстого, верный хранитель его заветов и строгий вегетарианец, лицо которого, однако, постоянно светилось здоровым румянцем, бодростью и энергией, пришел ко мне с проектом организации Русского эмигрантского музея. Задачей музея должно было явиться собирание памятников науки и искусства, а также других предметов, относящихся к истории, творчеству и быту русского зарубежья. Основная же цель заключалась в том, чтобы показать, что наши беженские массы не являются отбросами Родины, бессильно барахтающимися в непривычной для них чужой обстановке. Наоборот, во всех странах своего рассеяния они сейчас же берутся за творческий труд, обогащая культурное богатство приютивших их народов своей научной и художественной продукцией. Таким образом слава русского имени распространится по всему свету русского зарубежного населения вообще».

В будущем все коллекции музея предполагалось перевезти в Россию как ее «национальное достояние».

Предложение Булгакова пришлось Новикову по душе, но, признается он, «стало страшно»: откуда же взять средства, необходимые для его осуществления? Но Булгаков «со своей ласковой, застенчивой улыбкой» уверил ректора, что «его ноги, руки и голова представляют тоже большое богатство, и что свет не без добрых людей». В итоге, как пишет Новиков, «принялись за новое дело без гроша в кармане».

В 1934 г. музей формально был создан. Председателем Музейной комиссии стал сам Новиков, секретарем – Булгаков.

Первым делом Новиков обратился за помощью к канцлеру Шамалю, который предоставил организаторам музея из средств канцелярии президента Чехословацкой республики 3 000 крон. Обещал помощь оборудованием и Пражский художественно-промышленный музей. А потом, как вспоминал Новиков, началась «погоня за дальнейшими денежными средствами, а главное - за музейными объектами из области живописи, скульптуры, литературы, сценического искусства, науки, техники и истории эмиграции».

По мере поступления музейных экспонатов все острее становилась проблема помещения, где могли бы храниться и экспонироваться реликвии отечественной культуры. Новиков вспоминал: «Интенсивное поступление коллекции обостряло нашу заботу о помещении. В Праге был в то время квартирный кризис, а нам требовалась обширная площадь, да к тому же еще бесплатно. Над нами посмеивались, как над Дон Кихотами. Но и на этот раз счастливая звезда сверкнула нам… Наш неизменный друг д-р Крамарж дал мне рекомендацию к своему приятелю и политическому однопартийцу К. Бартонь-Добенину, владельцу огромного замка, расположенного в нескольких километрах от Праги».

Бартонь-Добенин предложил для размещения коллекции музея свой Збраславский замок на реке Влтава, под Прагой, заложенный еще в ХII в. Он был охотничьим замком чешских королей; впоследствии его неоднократно перестраивали. Хозяин предоставил музею несколько больших прекрасных залов.

В сентябре 1935 г. в Збраславском замке состоялось торжественное открытие музея. «Для совершения молебствия, - вспоминал Новиков, - был приглашен епископ, который служил в своей живописной полосатой мантии и блестящей митре. Пел хор Архангельского, уже поредевший к тому времени, но еще сохранивший свое очарование… После богослужения и короткого акта, во время которого мы с владельцем замка обменялись приветственными речами, а вновь назначенный директор музея Булгаков прочел историю его возникновения, нас ожидал приятный сюрприз. В одном из соседних залов был накрыт громадный стол, заставленный изысканными яствами, от которых давно уже отвыкла наша беженская публика».

По окончании угощения Бартонь-Добенин преподнес Новикову, как он сам выразился, «еще один сюрприз»: «Позвольте предложить вам на первое время, на покрытие необходимых расходов десять тысяч крон». Эта неожиданная и щедрая помощь повторялась потом ежегодно и, наряду с другими доходами, позволяла руководству университета даже платить Булгакову – «нашему неутомимому директору» - жалованье в размере 500 крон в месяц (как уточнил Новиков, эта сумма составляла «приблизительно половину того, что получал наш лабораторный служитель в Карловом университете»).

Булгаков предпринял поездку в Париж, откуда привез богатую коллекцию ценных художественных произведений: работы Анненкова, Аронсона, Бенуа, Гончаровой, Григорьева, Коровина и других мастеров. Откликнувшись на его призыв, свои картины, рукописи и другие произведения прислали в музей многие представители русской культуры. Так, Богданов-Бельский и Виноградов прислали свои картины из Эстонии, Браиловский - из Рима.

По воспоминаниям Новикова, «Булгаков вступил в переписку с академиком Н.К. Рерихом, проживающим в Гималайских горах. Тот воодушевился идеей музея, прислал две свои картины, а так как в это время он поссорился с администрацией белградского учреждения, в котором хранились 13 его картин и два полотна его сына Святослава, тоже талантливого художника, то он распорядился, чтобы все это было переслано нам. Таким образом у нас собрался материал для целого Рериховского зала. Этот зал производил чарующее впечатление. Горные пейзажи, изображенные при различных освещениях дня и ночи, поражали своим величием, удивительной проникновенностью и гармонией красок. А большой образ преп. Сергия Радонежского, в лике которого были некоторые черты самого Рериха, сверкал своей выразительностью и благостной силой».

В 1936 г. в Збраславском замке была устроена небольшая выставка картин И.Е. Репина, чуть позднее - Ф.А. Малявина, вызвавшие большой интерес к русской живописи в Чехословакии. 

Из Франции, Италии, Индии и других стран в Прагу поступали работы русских художников, пожертвования русских литераторов: портреты, рукописи, работы известных техников, театральные коллекции, книги и многое другое. Собралась большая коллекция материалов и произведений И.А. Бунина, В.И. Немировича-Данченко, М.И. Цветаевой, А.Н. Бенуа, К.А. Коровина и других.

При музее была открыта библиотека редких книг о России, куда поступали книги русских писателей, изданные за границей. Музею были переданы экспонаты выставки изданий русских ученых-эмигрантов, посвященной 180-летию основания Московского университета. На Татьянин день - 27 января 1935 г. - состоялась выставка печатных трудов русских ученых, большая часть которых была передана в музей.

К концу 30-х гг. экспозиция музея включала в себя несколько отделений: художественное (более 300 картин выдающихся русских художников, рисунки, скульптура), архитектурное (чертежи, проекты, рисунки и фотографии зданий), научно-литературное (портреты и фотографии литераторов и ученых, живущих в эмиграции, их автографы и рукописи), русской старины (портреты и миниатюры, ордена и медали, монеты, посуда, костюмы и т.п.), театральное (эскизы декораций, рисунки костюмов, афиши, портреты актеров и актрис) и Пушкинское, созданное в 1937 г. (портреты А.С. Пушкина и его современников, иллюстрации к его произведениям).

В 1939 – 1940 гг. вместе с университетом музей переживал не лучшие времена. Все же он продолжал получать пожертвования: 1940 г. поступили 500 крон от государственной пражской сберкассы и обычные 10 000 крон от его покровителя Бартонь-Добенина. Хотя приток новых экспонатов с началом войны значительно уменьшился, музей расширил свою экспозицию: его коллекции заняли 14 залов в Збраславском замке.

22 июня 1941 г. Булгаков был арестован германскими оккупационными властями по обвинению в «иудо-коммунизме». При этом руководство университета поспешило услужливо предоставить им материалы, «уличающие» его. Ректор университета В.С. Ильин писал А.Н. Фатееву 26 июня 1941 г. из Бадена: «О Булгакове поговорите с Гамперлем. Я бы предложил следующий проект по отношению к Булгакову: если документ у Каликина инкриминирующий и его уличающий в коммунизме, хотя бы и в христианском, то его, конечно, нам защищать и покрывать не следует, иначе тень падает и на нас. Подобный опыт, и не раз, уже пережили воинские организации, и для них это кончилось плохо. Булгакова, в случае его связи с коммунистами, нужно удалить и разоблачить самим, т.е. попросить у Каликина документ, рассмотреть его в Президиуме и вынести постановление о его удалении, а потом уже передать весь материал Каликину».

Булгаков был отправлен в концлагерь в Баварию.

Новым директором музея был избран художник Н.В. Зарецкий. 

В 1941 – 1944 гг. много сделал для сохранения коллекции музея П.А. Остроухов.

В 1944 г. музей был закрыт. В 1945 г. он сильно пострадал от военных действий; помещение, в котором он находился, было занято сначала германскими, а потом советскими властями. 

Булгаков, выжив в концлагере, после освобождения вернулся в Прагу. Новое руководство университета (обязанности проректора после отъезда Ильина исполнял П.А. Остроухов) с некоторым подобострастием просило его снова возглавить музей. После некоторых колебаний Булгаков принял руководство в значительной мере разоренным музеем, приложив много сил для спасения оставшейся части коллекций.

Ее пришлось перевезти в советскую среднюю школу в Праге, одновременно готовя к отправке в СССР.

Фонды библиотеки и рукописного отдела музея были отправлены в Москву в 1945 г. в составе Русского заграничного исторического архива и оказались на хранении в ЦГАОР СССР (ныне ГА РФ).

В 1948 г. Булгаков, согласно его записи, «выслал в Россию 25 ящиков с книгами, рукописями, предметами русской старины и более 150 работ русских художников: картины Репина, 15 картин Рериха, работы Билибина, Добужинского». По прибытии в СССР музейные коллекции сначала поступали в Министерство иностранных дел, откуда направлялись затем в крупнейшие музеи Москвы и Ленинграда: Государственный исторический музей, Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, Театральный музей им. А.А. Бахрушина и другие.

Небольшая часть второстепенных по значимости коллекций осталась в распоряжении Комитета советских граждан в Чехословакии.

В 1948 г. во главе первого транспорта реэмигрантов из Праги в СССР вернулся Булгаков. Он привез с собой сохраненные им материалы о Л.Н. Толстом, которые передал в Ясную Поляну, где и работал сначала научным сотрудником, а потом хранителем музея.

Исследования:

  • Муромцева Л.П., Перхавко В.Б. Музейные собрания российских эмигрантов в Чехословакии // Культурное наследие российской эмиграции, 1917 - 1940. В 2 кн. Кн. 1. М., 1994.
  • Русские без Отечества: Очерки антибольшевистской эмиграции 20 – 40-х годов. М., 2000.
  • Русский культурно-исторический музей в Праге. М., 1993.

Архивные документы:

  • Государственный архив Российской Федерации.
  • Ф. Р-5899 – Русский народный университет в Праге.
  • Ф. Р-6874 – Русский культурно-исторический музей в Праге.

Е.Н. Евсеева

очерки истории/ энциклопедический словарь/ учебно-методическое пособие/ хрестоматия/ альбом/ о проекте