ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
АКТИВИЗМ
Активизм - родившаяся в Российском зарубежье
разновидность политического экстремизма.
Термин «активизм» возник в среде российской
эмиграции в середине 20-х гг. Наиболее раннее упоминание этого
термина содержится в работах П.Б. Струве, считавшего «активистами»
деятелей тех организаций, которые ведут активную борьбу с
большевиками. Со временем этот термин получил более широкое
толкование: «активистами» стали называть всех, кто активно
боролся с Советской властью. Он все чаще стал использоваться
многими учеными, военными, общественными деятелями, публицистами
(П.Н. Краснов, Г.П. Федотов и другие).
Активизм - политическая доктрина той части
российской эмиграции, которая вела активную борьбу с большевистской
властью в России с целью ее свержения. Эта борьба включала
в себя выработку идеологических установок, пропагандистскую
деятельность, организацию террористических актов (против представителей
СССР за рубежом и эмигрантов), а также проникновение на территорию
России с террористическими, диверсионными и разведывательными
целями. Она велась как «активистскими» организациями, так
и отдельными эмигрантами.
Возникновение активизма на эмигрантской почве
стало результатом сочетания нескольких факторов.
Во-первых, в политическом спектре эмиграции,
отличавшемся широтой, были представлены практически все небольшевистские
течения: от крайних монархистов до левых эсеров и меньшевиков.
Вся эта неоднородная масса тем или иным образом участвовала
в формировании «активистских» взглядов в среде российской
эмиграции.
Причем заметное влияние на «активистские»
идеологию и настроения эмиграции оказали левые течения - эсеры,
меньшевики, анархисты – благодаря как их революционизму (склонности
к насильственным, радикальным мерам), так и немалому практическому
опыту террористической деятельности.
Во-вторых, в среде эмиграции была немалая
прослойка лиц, для которых психологически война с большевизмом
не закончилась, кто в любых условиях предпочитал действовать,
не желая перекладывать решение своей судьбы и судьбы своей
страны на других. Именно они составили основу «активистского»
лагеря российской эмиграции.
В-третьих, в эмиграции оказалось большое
количество военных, которые вынуждены были жить в крайне тяжелых
материальных условиях, испытывая горечь унижения из-за бесправия
и утраты привычного социального статуса. Привыкнув за время
Гражданской войны к решению многих проблем силой оружия, потеряв
уважение к законности и правопорядку, они готовы были использовать
в борьбе с большевиками самые отчаянные и жесткие методы.
В-четвертых, унизительность бесправия в чужих
странах, тяжелое материальное положение, неустроенность быта,
неуверенность в завтрашнем дне, страстное желание отомстить
виновникам всех бед, обрушившихся на них и на Россию, толкали
эмигрантов, особенно молодежь, на самые крайние шаги.
Так складывались активистские тенденции в
среде российской эмиграции, создавая атмосферу, о которой
Н.А. Бердяев сказал в ходе полемики вокруг трактата И.А. Ильина
«О сопротивлении злу силою»: «Это есть разнуздание известного
рода инстинктов, которыми и так одержимы русские люди в эмиграции,
путем их духовного, философского, морального оправдания и
возвеличивания. И так все жаждут казней, но нужно эту жажду
сделать возвышенной, духовной, исполненной любви и движимой
долгом исполнить абсолютное добро».
Активизм проявил себя в идеологии, деятельности
различных организаций и террористических действиях отдельных
эмигрантов.
Наиболее радикальной формой практического
воплощения идей активизма (наряду с пропагандистской, разведывательной
и диверсионной деятельностью) стали террористические акты.
Эмигрантский терроризм уходит своими корнями
в российский революционный терроризм, сформировавшийся в последней
четверти ХIХ в., в деятельность «Народной воли» и ее Исполнительного
комитета, приведшую к смерти императора Александра II и многих
чинов военно-полицейского аппарата империи. Террористические
традиции народовольцев были поддержаны Боевой организацией
партии социалистов-революционеров в 1901 – 1911 гг., жертвой
которой пали вел. кн. Сергей Александрович, министры внутренних
дел Д.С. Сипягин и В.К. Плеве. Во время революции 1905 г.
эсеровский террор дополнился черносотенным: его взяли на вооружение
члены боевых дружин «Союза русского народа» и других подобных
ему организаций (убийства членов ЦК партии кадетов М.Я. Герценштейна
и Г.Б. Иоллоса). Тогда же террористические методы стали использоваться
большевистскими и анархистскими группами.
Развитию идеологии, практики и традиций террора
в российском обществе во многом способствовали Первая мировая
война и революционные потрясения. После большевистского переворота
1917 г. государственный террор как метод решения политических,
экономических, социальных и духовных проблем стал широко применяться
большевистским режимом и его противниками - белыми военными
диктатурами и «зелеными» повстанческими движениями. Переместившиеся
по окончании войны за пределы России антибольшевистские силы
унаследовали индивидуальный террор как один из методов борьбы
против Советского государства и ее представителей.
Таким образом, эмигрантский активизм и его
крайнее проявление – терроризм - явились, во-первых, продолжением
антибольшевистской борьбы периода Гражданской войны, во-вторых,
питались тяжелыми материальными и духовными условиями жизни
на чужбине и, в-третьих, вызывались внутренней и внешней политикой
Советского государства.
Эмигрантский активизм 20 – 30-х гг. вписался
в мировую практику экстремизма и терроризма, став его уникальной
составной частью.
Исследования:
- Свириденко Ю.П., Ершов В.Ф. Белый
террор? Политический экстремизм российской эмиграции в 1920
– 45 гг. М., 2000.
- Чистяков К.А. Убить за Россию!
Из истории русского эмигрантского «активизма» 1918 – 1939
гг. М., 2000.
К.А. Чистяков
|