ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ГУЛЬ РОМАН БОРИСОВИЧ
(1896 – 1986)
Писатель Роман Гуль родился 1 августа 1896
г. в Киеве, в дворянской семье. В раннем детстве и в гимназические
годы жил в Пензе. Часто бывал в уездном городе Керенске, в
усадьбе деда Сергея Петровича, председателя Керенской уездной
земской управы и предводителя дворянства; там ощутил, как
он писал в очерке «Отрочество», «прелесть и радость всего
мира…, где все решительно счастливы». Отец его – Борис Сергеевич
– занимался юридической деятельностью, имел дом в Пензе и
поместье Конопать в Инсарском уезде (умер в 1913 г.). Роман
побывал с родителями в Германии, Австрии, Швейцарии и Италии.
В 1914 г., после окончания 1-й мужской гимназии в Пензе, поступил
на Юридический факультет Московского университета. Увлекся
философией, слушал курс «Введение в философию» у известного
культуролога и ученого-правоведа Ивана Ильина.
Летом 1916 г., когда он перешел на 3-й курс,
его год был мобилизован. По окончании 4-месячной Московской
школы прапорщиков он был произведен в офицеры и выпущен в
140-й запасный пехотный полк, стоящий в Пензе. Весной 1917
г. был направлен с пополнением на Юго-Западный фронт, где
попал в 467-й пехотный Кинбурнский полк. Участвовал в боевых
действиях, последовательно занимая должности младшего офицера,
командира роты, полевого адъютанта командира полка. После
захвата власти большевиками, получив известие, что крестьяне
сожгли усадьбу, покинул армию и вернулся в Пензу.
В декабре 1917 г., получив предложение своего
командира полковника В.Л. Симановского прибыть на Дон и принять
участие в вооруженной борьбе с большевиками, вместе со старшим
братом Сергеем (родился в 1895 г. – умер в 1945 г. во Франции)
уехал в Новочеркасск. В январе 1918 г. в чине прапорщика вступил
в Добровольческую армию. Сначала служил в офицерском партизанском
отряде полковника Симановского, затем, когда при реогранизации
армии в станице Ольгинская отряд был влит в Корниловский ударный
полк, - рядовым этого полка, в составе которого и принял участие
в 1-м Кубанском («Ледяном») походе. Был ранен и по возвращении
армии на Дон находился на лечении в Новочеркасске. По выздоровлении,
в начале осени 1918 г., подав рапорт об увольнении, вместе
с братом покинул Добровольческую армию и уехал в Киев к родным.
В октябре вступил в офицерскую дружину для защиты Киева от
наступающих украинских частей С.В. Петлюры. 14 декабря, когда
петлюровцы заняли город, вместе с дружиной сдался в плен.
В последних числах декабря, в связи с наступлением на Киев
войск советского правительства Украины, в составе группы в
несколько сот офицеров был вывезен эвакуировавшимися немцами
в Германию. С января 1919 г. Р. Гуль жил в лагере для перемещенных
лиц Гельмштадт, работал на лесоповале. «Мысль записать все,
что я пережил и видел в гражданской войне, — рассказывает
Гуль в воспоминаниях «Я унес Россию», — засела во мне… Так
я и написал свою первую книгу “Ледяной поход”». Написана она
была на основе сохранившихся дневниковых записей. В 1920 г.
отрывки из книги были опубликованы в эмигрантском журнале
«Жизнь», издававшемся в Берлине.
После их опубликования, в том же 1920 г.,
он переехал на жительство в Берлин, где был принят на работу
в редакцию журнала «Жизнь». В Берлине - в то время столице
Российского зарубежья - Гуль знакомится с писателями, поэтами,
критиками из Советской России, приезжавшими в Германию в начале
20-х гг. — с Б. Пастернаком, С. Есениным, Е. Замятиным, К.
Фединым, Б. Пильняком, Ю. Тыняновым. Еще многочисленнее были
встречи с писателями-эмигрантами — В. Ходасевичем, А. Ремизовым,
М. Осоргиным, Ф. Степуном, Б. Вышеславцевым, А. Белым, Ю.
Айхенвальдом, Н. Оцупом, Сашей Черным, Г. Ивановым (с которым
много позднее, в 50-е гг., Гуль продолжал активно поддерживать
связь и опубликовал свою с ним «Переписку через океан»), М.
Цветаевой (14 ее писем к Гулю напечатаны в «Новом Журнале»,
1959, № 58). Гуль регулярно бывал на собраниях берлинского
Дома искусств, и таким образом круг литературных знакомств
чрезвычайно расширился. Тому же способствовала его работа
с 1922 г. секретарем редакции известного критико-библиографического
журнала «Новая русская книга». В нем печатались его литературно-критические
статьи и рецензии на произведения В. Брюсова, З. Гиппиус,
М. Зощенко, Б. Пильняка, В. Шкловского, А. Толстого, А. Ветлугина
и других современных авторов. Одновременно он сотрудничал
в газете «Накануне», основанной в марте 1922 г. С середины
1923 до середины 1924 гг. Гуль был редактором «Литературного
приложения» этой газеты. Печатался он и в других берлинских
периодических изданиях - «Голос России», «Русский эмигрант»,
«Время».
Результатом знакомства с А. Белым явилась
книга Гуля «Пол в творчестве» (1923 г.). В том же году вышла
отдельным изданием повесть о жизни в эмигрантов «В рассеяньи
сущие». Эмигрантский опыт стал содержанием и другой его книги
— «Жизнь на фукса» (1927 г.). Вышедшая в следующем году книга
«Белые по черному» представляет собой очерки о русских беженцах
в Африке; написана она была по рассказам русского эмигранта,
вернувшегося из Африки в Европу. В конце 20-х гг. Гуль обращается
к историко-биографической художественной прозе и сразу получает
признание как мастер этого жанра. Опубликованный в 1929 г.
роман об эсере-террористе Б.В. Савинкове «Генерал БО» был
переведен на немецкий, французский, испанский, английский,
польский, литовский и латышский языки. Много лет спустя, когда
Гуль жил в Америке, он переработал этот роман и выпустил его
в 1959 г. под названием «Азеф». «На первом месте в романе
не Азеф, а Савинков… — писала в отзыве на эту книгу поэтесса
Екатерина Таубер. — Пришел новый человек, переставший быть
человеком… Азеф — просто машина, идеально и расчетливо работающая
в свою пользу… Более убийственной картины подпольного быта
трудно придумать» (Новый Журнал. 1959. № 58). Сюжеты из жизни
исторических личностей интересовали Гуля как романиста и в
дальнейшем. Роман «Скиф» посвящен судьбе знаменитого анархиста
М.А. Бакунина и охватывает годы царствования Николая I. К
этому роману, напечатанному в 1931 г., Гуль так же, как и
к своему «Генералу БО», вернулся в 50-е гг., основательно
переработал его и переиздал под названием «Скиф в Европе».
Три книги документально-художественных очерков,
написанных и изданных в 30-е гг., представляют собой серию
портретов известных большевиков (военных и чекистов): М.Н.
Тухачевского, К.Е. Ворошилова, С.М. Буденного, В.К. Блюхера,
Г.И. Котовского, Ф.Э. Дзержинского, В.Р. Менжинского, Я.Х.
Петерса, М.И. Лациса, Г.Г. Ягоды. В книге «Дзержинский» писатель
прослеживает возникновение и разгул красного террора. Издать
ее в фашистской Германии Гулю не разрешили (она вышла в Париже
в 1936 г.). «В гитлеровской тоталитарной Германии я не мог
психологически и душевно жить… — пишет он в книге «Я унес
Россию». - Всем существом захотел я вырваться из этого коричневого
тоталитаризма на свободу». Когда он уже готов был уехать из
Германии, летом 1933 г. он неожиданно был арестован. Вменив
ему в вину немецкое издание романа «Генерал БО», нацисты заключили
его в концлагерь Ораниенбург. Через месяц был освобожден с
объяснением, что его арестовали «по недоразумению». Вскоре,
в сентябре, ему удалось вместе с семьей выехать во Францию.
Свое пребывание в лагере Гуль подробно описал в книге «Ораниенбург.
Что я видел в гитлеровском концентрационном лагере» (1937
г.).
С сентября 1933 г. Гуль жил в Париже, сотрудничал
в «Последних новостях», «Современных записках», «Иллюстрированной
жизни» и других эмигрантских изданиях. Более полугода провел
в Лондоне, участвуя в постановке фильма по роману «Генерал
БО». По этому же роману была поставлена русским театром в
Париже пьеса «Азеф». В начале Второй мировой войны Гуль уехал
из Парижа на юг Франции, департамент Лот-э-Гаронн, в свободную
зону. Там он арендовал небольшие фермы, вместе с семьей зарабатывая
на жизнь крестьянским трудом. «Мы с женой решили превратиться
в самых настоящих крестьян», — рассказывает он в автобиографии
(Новый Журнал. 1986. № 164).
В Париж вернулся через два месяца после окончания
войны. Здесь он заканчивает автобиографическую книгу «Конь
рыжий». В 1946 г. ее печатает из номера в номер нью-йоркский
«Новый Журнал», с которым, начиная со времени первой публикации,
будут тесно связаны сорок лет его жизни. В рецензии на отдельное
издание «Коня рыжего» Г. Иванов определил характер и особенности
книги: «Это история жизни автора, сплетенная с историей «роковых
минут» России и мира. Это сознательное суждение о мире, о
себе, о своем прошлом, требующее раздвоения, диалога со своей
душой. И диалога души с миром» (Иванов Г. Третий Рим.
Тенафлай (США), 1987. С. 321). В 1948 г. Гуль создал в Париже
политическую антитоталитарную группу «Российское народное
движение», издававшую журнал «Народная правда» (сам был его
редактором). Переехав в 1950 г. в США и поселившись в Нью-Йорке,
он продолжал редактировать этот журнал. Некоторое время работал
на радио «Свобода».
В 1951 г. Гуль стал ответственным секретарем
«Нового Журнала», который он считал «лучшим русским журналом
не только за рубежом, но и во всем мире». Основанием для столь
решительного утверждения было понятие свободы, в особенности
свободы творческой. «Советские журналы, — писал он в автобиографии,
подтверждая свой вывод, — продолжают оставаться несвободными».
В 1959 г., после смерти М.М. Карповича, многие годы возглавлявшего
«Новый Журнал», Гуль вошел в состав редакторского «триумвирата»
(вместе с Ю. Денике и Н. Тимашевым). С 1966 г. стал главным
редактором. Эта работа продолжалась 27 лет, и под его редакторством
(большей частью единоличным, а в некоторые периоды - совместным
с соредакторами) вышло 105 томов. Подводить итоги этому труду
— значит, говорить о половине истории «Нового Журнала», о
3 тысячах публикаций на 30 тысячах страниц. При этом множество
произведений переросло значение просто очередной журнальной
публикации и стало долговременным достоянием русской литературы,
историографии, философии, публицистики. Редактирование самого
престижного в Зарубежье журнала он понимал как «всероссийское
дело» и в конце жизни говорил: «Культура старой России всегда
была со мной и продолжает во мне жить. Поэтому чувствование
себя русским эмигрантом, вероятно, основано в первую очередь
на этом» (Новое русское слово. 1985. 13 авг.).
Гуль был одним из наиболее активных авторов
журнала. Его статьи, эссе, рецензии и другие публикации находим
в 130 номерах, начиная с 1946 г. Лучшие эссе собраны в книгах
«Одвуконь» (1973 г.) и «Одвуконь 2» (1982 г.). Смысл этого
названия Гуль поясняет в предисловии: «После большевицкого
переворота русская литература пошла одвуконь. Часть ее осталась
в своей стране, а часть выбросилась на Запад, в свободные
страны, став русской эмигрантской литературой. Так — одвуконь
— русская литература жила полвека». Здесь представлены эссе
и заметки о Б. Пастернаке, А. Ахматовой, Н. Клюеве, И. Эренбурге,
М. Булгакове, Б. Окуджаве и вместе с тем о писателях и поэтах
зарубежья — о Г. Иванове, М. Цветаевой, В. Вейдле, Г. Адамовиче,
И. Одоевцевой, И. Чиннове, А. Седых, Н. Берберовой, Л. Ржевском,
Н. Нарокове. В ответ на эссе о Г. Иванове последний писал
Гулю: «Ваша статья блестяща и оглушительно талантлива… Никто
так о поэзии не умеет писать да и очень редко кто вообще умел…
И я как читатель прочел и перечел, насладившись, забывая того
Георгия Иванова, которого, м. б., ошибочно понимаю по-своему
— видя и принимая целиком того Г. Иванова, которого преподносит
Гуль».
В «Новом Журнале» печатались также и его
мемуары «Я унес Россию». Отдельным изданием 1-й том с подзаголовком
«Россия в Германии» вышел в 1981 г., 2-й («Россия во Франции»)
— в 1984 г., 3-й («Россия в Америке») был издан посмертно
— в 1989 г. В интервью, данном газете «Новое русское слово»
(1985. 13 авг.), Гуль определил задачу, которую поставил перед
собой, работая над мемуарной трилогией: «Я хотел дать художественно-исторический
набросок всей эмиграции… Мне хотелось запечатлеть, какая это
была большая культурная сила». Критики справедливо называли
его «летописцем русского зарубежья». «Гуль всегда был неуемно
любознательным: его кровно интересует всякий встреченный на
его жизненном пути человек; он замечает и крепко запоминает
любое явление, свидетелем которого был. Советские и эмигрантские
литераторы и артисты, «осколки разбитой вдребезги» русской
интеллигенции, театры и печать русского зарубежья, ночные
таксисты — бывшие полковники и генералы. Весь этот люд живет
в его художественной мемуарной прозе и в его летописных хрониках»
(Филиппов Б. Памяти Р.Б. Гуля // Новый Журнал. 1986.
№ 164. С. 10).
Скончался Роман Борисович Гуль 30 июня 1986
г. в Нью-Йорке.
Сочинения:
- Гуль Р. Ледяной поход // Белое
дело. Избранные произведения в 16 кн. Кн. 2. Ледяной поход.
М., 1993.
- Гуль Р. Киевская эпопея // Белое
дело. Избранные произведения в 16 кн. Кн. 2. Ледяной поход.
М., 1993.
- Гуль Р. Я унес Россию: Апология
эмиграции. В 3 т. Т. 1. Россия в Германии. Нью-Йорк, 1981;
Т. 2. Россия во Франции. Нью-Йорк, 1984; Т. 3. Россия в
Америке. Нью-Йорк, 1989.
Исследования:
- Крейд В. Первая эмиграция в «Новом
Журнале» // Зарубежная Россия. СПб., 2000.
- Пирожкова В. Памяти Р.Б. Гуля //
Новый Журнал. 1986. № 164.
- Струве Г. Русская литература в
изгнании. Париж; М., 1996.
Вадим Крейд
|