ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКИЙ
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ В ПРАГЕ
(1934 – 1944 гг.)
По инициативе В.Ф. Булгакова (1886 – 1966)
в 1933 г. Русский свободный университет в Праге выступил организатором
Русского культурно-исторического музея как хранилища и центра
изучения культуры и быта Российского зарубежья. Булгаков был
директором Государственного музея Л.Н. Толстого в Москве и
одновременно - хранителем Дома-музея писателя в Хамовниках;
в 1923 г. он вместе с семьей был выслан из СССР за пропаганду
толстовского учения.
Как вспоминал ректор университета М.М. Новиков,
«в это время университет стал почти единственным русским научно-просветительным
учреждением в Праге, развивавшим энергичную деятельность.
В.Ф. Булгаков, бывший секретарь Л.Н. Толстого, верный хранитель
его заветов и строгий вегетарианец, лицо которого, однако,
постоянно светилось здоровым румянцем, бодростью и энергией,
пришел ко мне с проектом организации Русского эмигрантского
музея. Задачей музея должно было явиться собирание памятников
науки и искусства, а также других предметов, относящихся к
истории, творчеству и быту русского зарубежья. Основная же
цель заключалась в том, чтобы показать, что наши беженские
массы не являются отбросами Родины, бессильно барахтающимися
в непривычной для них чужой обстановке. Наоборот, во всех
странах своего рассеяния они сейчас же берутся за творческий
труд, обогащая культурное богатство приютивших их народов
своей научной и художественной продукцией. Таким образом слава
русского имени распространится по всему свету русского зарубежного
населения вообще».
В будущем все коллекции музея предполагалось
перевезти в Россию как ее «национальное достояние».
Предложение Булгакова пришлось Новикову по
душе, но, признается он, «стало страшно»: откуда же взять
средства, необходимые для его осуществления? Но Булгаков «со
своей ласковой, застенчивой улыбкой» уверил ректора, что «его
ноги, руки и голова представляют тоже большое богатство, и
что свет не без добрых людей». В итоге, как пишет Новиков,
«принялись за новое дело без гроша в кармане».
В 1934 г. музей формально был создан. Председателем
Музейной комиссии стал сам Новиков, секретарем – Булгаков.
Первым делом Новиков обратился за помощью
к канцлеру Шамалю, который предоставил организаторам музея
из средств канцелярии президента Чехословацкой республики
3 000 крон. Обещал помощь оборудованием и Пражский художественно-промышленный
музей. А потом, как вспоминал Новиков, началась «погоня за
дальнейшими денежными средствами, а главное - за музейными
объектами из области живописи, скульптуры, литературы, сценического
искусства, науки, техники и истории эмиграции».
По мере поступления музейных экспонатов все
острее становилась проблема помещения, где могли бы храниться
и экспонироваться реликвии отечественной культуры. Новиков
вспоминал: «Интенсивное поступление коллекции обостряло нашу
заботу о помещении. В Праге был в то время квартирный кризис,
а нам требовалась обширная площадь, да к тому же еще бесплатно.
Над нами посмеивались, как над Дон Кихотами. Но и на этот
раз счастливая звезда сверкнула нам… Наш неизменный друг д-р
Крамарж дал мне рекомендацию к своему приятелю и политическому
однопартийцу К. Бартонь-Добенину, владельцу огромного замка,
расположенного в нескольких километрах от Праги».
Бартонь-Добенин предложил для размещения
коллекции музея свой Збраславский замок на реке Влтава, под
Прагой, заложенный еще в ХII в. Он был охотничьим замком чешских
королей; впоследствии его неоднократно перестраивали. Хозяин
предоставил музею несколько больших прекрасных залов.
В сентябре 1935 г. в Збраславском замке состоялось
торжественное открытие музея. «Для совершения молебствия,
- вспоминал Новиков, - был приглашен епископ, который служил
в своей живописной полосатой мантии и блестящей митре. Пел
хор Архангельского, уже поредевший к тому времени, но еще
сохранивший свое очарование… После богослужения и короткого
акта, во время которого мы с владельцем замка обменялись приветственными
речами, а вновь назначенный директор музея Булгаков прочел
историю его возникновения, нас ожидал приятный сюрприз. В
одном из соседних залов был накрыт громадный стол, заставленный
изысканными яствами, от которых давно уже отвыкла наша беженская
публика».
По окончании угощения Бартонь-Добенин преподнес
Новикову, как он сам выразился, «еще один сюрприз»: «Позвольте
предложить вам на первое время, на покрытие необходимых расходов
десять тысяч крон». Эта неожиданная и щедрая помощь повторялась
потом ежегодно и, наряду с другими доходами, позволяла руководству
университета даже платить Булгакову – «нашему неутомимому
директору» - жалованье в размере 500 крон в месяц (как уточнил
Новиков, эта сумма составляла «приблизительно половину того,
что получал наш лабораторный служитель в Карловом университете»).
Булгаков предпринял поездку в Париж, откуда
привез богатую коллекцию ценных художественных произведений:
работы Анненкова, Аронсона, Бенуа, Гончаровой, Григорьева,
Коровина и других мастеров. Откликнувшись на его призыв, свои
картины, рукописи и другие произведения прислали в музей многие
представители русской культуры. Так, Богданов-Бельский и Виноградов
прислали свои картины из Эстонии, Браиловский - из Рима.
По воспоминаниям Новикова, «Булгаков вступил
в переписку с академиком Н.К. Рерихом, проживающим в Гималайских
горах. Тот воодушевился идеей музея, прислал две свои картины,
а так как в это время он поссорился с администрацией белградского
учреждения, в котором хранились 13 его картин и два полотна
его сына Святослава, тоже талантливого художника, то он распорядился,
чтобы все это было переслано нам. Таким образом у нас собрался
материал для целого Рериховского зала. Этот зал производил
чарующее впечатление. Горные пейзажи, изображенные при различных
освещениях дня и ночи, поражали своим величием, удивительной
проникновенностью и гармонией красок. А большой образ преп.
Сергия Радонежского, в лике которого были некоторые черты
самого Рериха, сверкал своей выразительностью и благостной
силой».
В 1936 г. в Збраславском замке была устроена
небольшая выставка картин И.Е. Репина, чуть позднее - Ф.А.
Малявина, вызвавшие большой интерес к русской живописи в Чехословакии.
Из Франции, Италии, Индии и других стран
в Прагу поступали работы русских художников, пожертвования
русских литераторов: портреты, рукописи, работы известных
техников, театральные коллекции, книги и многое другое. Собралась
большая коллекция материалов и произведений И.А. Бунина, В.И.
Немировича-Данченко, М.И. Цветаевой, А.Н. Бенуа, К.А. Коровина
и других.
При музее была открыта библиотека редких
книг о России, куда поступали книги русских писателей, изданные
за границей. Музею были переданы экспонаты выставки изданий
русских ученых-эмигрантов, посвященной 180-летию основания
Московского университета. На Татьянин день - 27 января 1935
г. - состоялась выставка печатных трудов русских ученых, большая
часть которых была передана в музей.
К концу 30-х гг. экспозиция музея включала
в себя несколько отделений: художественное (более 300 картин
выдающихся русских художников, рисунки, скульптура), архитектурное
(чертежи, проекты, рисунки и фотографии зданий), научно-литературное
(портреты и фотографии литераторов и ученых, живущих в эмиграции,
их автографы и рукописи), русской старины (портреты и миниатюры,
ордена и медали, монеты, посуда, костюмы и т.п.), театральное
(эскизы декораций, рисунки костюмов, афиши, портреты актеров
и актрис) и Пушкинское, созданное в 1937 г. (портреты А.С.
Пушкина и его современников, иллюстрации к его произведениям).
В 1939 – 1940 гг. вместе с университетом
музей переживал не лучшие времена. Все же он продолжал получать
пожертвования: 1940 г. поступили 500 крон от государственной
пражской сберкассы и обычные 10 000 крон от его покровителя
Бартонь-Добенина. Хотя приток новых экспонатов с началом войны
значительно уменьшился, музей расширил свою экспозицию: его
коллекции заняли 14 залов в Збраславском замке.
22 июня 1941 г. Булгаков был арестован германскими
оккупационными властями по обвинению в «иудо-коммунизме».
При этом руководство университета поспешило услужливо предоставить
им материалы, «уличающие» его. Ректор университета В.С. Ильин
писал А.Н. Фатееву 26 июня 1941 г. из Бадена: «О Булгакове
поговорите с Гамперлем. Я бы предложил следующий проект по
отношению к Булгакову: если документ у Каликина инкриминирующий
и его уличающий в коммунизме, хотя бы и в христианском, то
его, конечно, нам защищать и покрывать не следует, иначе тень
падает и на нас. Подобный опыт, и не раз, уже пережили воинские
организации, и для них это кончилось плохо. Булгакова, в случае
его связи с коммунистами, нужно удалить и разоблачить самим,
т.е. попросить у Каликина документ, рассмотреть его в Президиуме
и вынести постановление о его удалении, а потом уже передать
весь материал Каликину».
Булгаков был отправлен в концлагерь в Баварию.
Новым директором музея был избран художник
Н.В. Зарецкий.
В 1941 – 1944 гг. много сделал для сохранения
коллекции музея П.А. Остроухов.
В 1944 г. музей был закрыт. В 1945 г. он
сильно пострадал от военных действий; помещение, в котором
он находился, было занято сначала германскими, а потом советскими
властями.
Булгаков, выжив в концлагере, после освобождения
вернулся в Прагу. Новое руководство университета (обязанности
проректора после отъезда Ильина исполнял П.А. Остроухов) с
некоторым подобострастием просило его снова возглавить музей.
После некоторых колебаний Булгаков принял руководство в значительной
мере разоренным музеем, приложив много сил для спасения оставшейся
части коллекций.
Ее пришлось перевезти в советскую среднюю
школу в Праге, одновременно готовя к отправке в СССР.
Фонды библиотеки и рукописного отдела музея
были отправлены в Москву в 1945 г. в составе Русского заграничного
исторического архива и оказались на хранении в ЦГАОР СССР
(ныне ГА РФ).
В 1948 г. Булгаков, согласно его записи,
«выслал в Россию 25 ящиков с книгами, рукописями, предметами
русской старины и более 150 работ русских художников: картины
Репина, 15 картин Рериха, работы Билибина, Добужинского».
По прибытии в СССР музейные коллекции сначала поступали в
Министерство иностранных дел, откуда направлялись затем в
крупнейшие музеи Москвы и Ленинграда: Государственный исторический
музей, Государственную Третьяковскую галерею, Государственный
Русский музей, Театральный музей им. А.А. Бахрушина и другие.
Небольшая часть второстепенных по значимости
коллекций осталась в распоряжении Комитета советских граждан
в Чехословакии.
В 1948 г. во главе первого транспорта реэмигрантов
из Праги в СССР вернулся Булгаков. Он привез с собой сохраненные
им материалы о Л.Н. Толстом, которые передал в Ясную Поляну,
где и работал сначала научным сотрудником, а потом хранителем
музея.
Исследования:
- Муромцева Л.П., Перхавко В.Б. Музейные
собрания российских эмигрантов в Чехословакии // Культурное
наследие российской эмиграции, 1917 - 1940. В 2 кн. Кн.
1. М., 1994.
- Русские без Отечества: Очерки антибольшевистской эмиграции
20 – 40-х годов. М., 2000.
- Русский культурно-исторический музей в Праге. М., 1993.
Архивные документы:
- Государственный архив Российской Федерации.
- Ф. Р-5899 – Русский народный университет в Праге.
- Ф. Р-6874 – Русский культурно-исторический музей в Праге.
Е.Н. Евсеева |