ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ТАУБЕР
ЕКАТЕРИНА ЛЕОНИДОВНА
(1903 – 1987)
На протяжении шестидесяти лет литературной
работы Екатерина Леонидовна Таубер (в замужестве Старова;
подписывалась также Таубер-Старова) оставалась неизменно приверженной
своей творческой манере. Вместе с элегическими мотивами ее
лирика исполнена благодарного приятия жизни. Ее сдержанный,
точный стиль основан на естественном стремлении к мудрой простоте
и упорядоченности чувств, мыслей и выразительных средств.
Таубер родилась 3 декабря 1903 г. в Харькове
в семье профессора-юриста, преподававшего в университете и
в Коммерческом институте.
В 1920 г. семья эмигрировала в Королевство
СХС (Югославию).
В Белграде она окончила русский женский институт
(так называемый Харьковский), где воспитание было основано
на старинных благопристойных традициях. В 1924 г. поступила
на французское отделение философского факультета Белградского
университета. Слушала лекции у русских профессоров, в частности
у известного историка литературы Е. Аничкова. В 1928 г., окончив
университет, преподавала французский и немецкий языки в сербской
школе.
В 1936 г. Таубер перееxала во Францию. Жила
на французской Ривьере в Мужене (Mougins). В 1949 г. получила
французское гражданство. В течение шестнадцати лет преподавала
русский язык в лицее в Каннах.
Стихи начала писать с 7-ми лет. Участвовала
в литературных кружках, в частности в «Литературной среде»
(Белград). Ее стихи впервые появились в печати в 1927 г. в
журналах «Зодчий» и «Ступени». В последующие годы она стала
печататься в пражской «Воле России», в «Сборниках стихов Союза
молодых поэтов и писателей», в «Журнале Содружества» и в «Перекрестках»,
издававшихся одноименным парижским кружком (эта активная литературная
группа, возникшая в 1928 г., имела свое отделение в Белграде).
В 1932 г. стихи Таубер были напечатаны в «Современных записках»,
а в следующем году она участвовала в переводе и в издании
«Антологии новой югославской лирики» (Белград, 1933).
Первый ее сборник - «Одиночество» - вышел
в Берлине в 1935 г. в известном издательстве «Петрополис».
Последовавшие книги выходили с большими промежутками: «Под
сенью оливы» (1948 г.), «Плечо с плечом» (1955 г.), «Нездешний
дом» (1973 г.), «Верность» (1984 г.). Таубер оставалась творчески
активной до последних лет жизни.
Как критик она писала преимущественно об
эмигрантах, особенно часто о поэтессах (Н. Белавиной, Л. Червинской,
С. Прегель, А. Шиманской, М. Веге, Т. Величковской, О. Можайской,
Л. Алексеевой, А. Присмановой, В. Булич и других). Критерии
художественности она искала в поэзии Серебряного века. Она
была убеждена, что достижения той эпохи, в частности богатство
эстетических и психологических оттенков, утрачены эмигрантской
литературой.
Источник поэзии для Таубер тот же, что и
для Блока, – «тайное волнение», «тревога, без которой настоящая
поэзия невозможна». Другие ее требования к стихам – «первичность
своей индивидуальной атмосферы», «стремление дотянуться до
беспредельного», то есть присутствие хотя бы только метафизического
намека, если не мотива и не темы. Лучшие стихи, на ее взгляд,
должны быть точными и лаконичными, не все в них следует выговаривать
до конца, в них должно оставаться место для «вчитыванья и
догадок». Назначение поэзии состоит в том, чтобы средствами
искусства «затронуть лучшее в человеческой душе».
Писать рассказы она начала еще в белградский
период жизни. В печати они появлялись в течение тридцати с
лишним лет в таких эмигрантских изданиях, как «Новый Журнал»,
«Мосты», «Русская мысль», «Русский альманах». Темы ее рассказов
– жизнь русских поселенцев на Ривьере. Незначительные события
сельской жизни, нарисованные в руссоистских тонах (то есть
в манере Жан-Жака Руссо), полны значения для этих людей. Это
добрые, мягкие, интеллигентные люди, зарабатывающие на жизнь
физическим трудом. Они - последние свидетели дореволюционного
быта, «последняя страница старой России», но их никто не знает,
они всюду чужие.
Умерла Екатерина Леонидовна Таубер 6 ноября
1987 г. в Мужене.
Лучшая часть ее творческого наследия – стихи,
собранные в ее книгах. В общей сложности в пяти ее сборниках
- 215 стихотворений. Темы стихов большей частью обычны для
эмигрантской лирики: Россия, чужбина, мучительный разлад между
тем, что есть, и тем, что было, природа, любовь, смерть, старость,
детство. Отличительными чертами поэзии Таубер являются мотивы
приятия жизни, разделенной во всем с близким человеком. Основная
лирическая мысль в ее книгах – «жизнь прекрасна в малом».
Самые заметные чувства на ее эмоциональной палитре – грусть,
нежность, печаль разлуки, тихая радость бытия и нередко встречающееся
чувство жалости, в котором угадывается не только художественная
индивидуальность Таубер, но и влияние И. Анненского. Характерный
для словаря Таубер эпитет «мучительный» также сближает ее
с Анненским, хотя различие в темпераментах между этими двумя
поэтами поистине велико. Как и у Анненского, тема смерти у
Таубер весьма настойчива; но страх смерти всегда упрятан у
нее в словесный футляр.
Композиция ее многих лирических миниатюр
трехчленная: визуальный образ – пробужденная им эмоция – элегическое
раздумье над этим чувством. Это раздумье нередко подано как
афористическая концовка. В стихотворении обычно видна иерархия
образов: один из них всегда доминирует. Этот главный образ
наделен центробежной силой. Он воспринимается как «мост» (слово
Таубер), ведущий от «здесь-и-теперь» поэта к прошедшему, будущему
или вечному. Утонченность чувства приглушается флегматическим
темпераментом. Стихи ее далеки от риторических украшений,
но вместе с тем лишены и пафоса.
В течение шестидесяти лет с удивительным
постоянством все теми же традиционными средствами она воссоздавала
свой четко очерченный мир, в котором царит тяжеловатая «простота»
(ее любимое слово). Лишь изредка из этого мира она способна
заглянуть «в нездешнее окно». Но эти мимолетные метафизические
проблески тут же гаснут в круге привычных вещей и привычных
чувств.
Среди критических отзывов о Таубер одобрительные
неизменно преобладали. Ее стихи приветствовали Б. Зайцев,
В. Ходасевич, И. Бунин. «Ян хвалит ее стихи», – записывает
в своем дневнике Вера Бунина-Муромцева. Г. Струве видел достоинство
ее стихов в интонационной сдержанности и уверенно-точном поэтическом
почерке. Т. Фесенко отмечала верность раз и навсегда избранной
творческой манере. Особенность этой манеры, по мнению Фесенко,
состоит в «наполненности бытовыми черточками, которые чрезвычайно
оживляют стихи». «Живая ткань чувств», – назвала стихи Таубер
поэтесса А. Шиманская, отметив «исключительное умение» выразить
свое мироощущение: «у нее нет ни одной надуманной строчки».
Г. Забежинский говорил о внутренней собранности, понимая это
свойство как интонационную характеристику: «голос Таубер подчас
наивно-трогательный, подчас беспощадно-точный». Забежинский
считал, что творчество Таубер имеет мало сходства с творчеством
других русских поэтов, живших во Франции. Еще одна черта,
отличающая Таубер от современных ей поэтесс, по мнению Забежинского,
– полная независимость от «ахматовского канона». Для Б. Нарциссова
ключ к определению поэзии Таубер – интонационные свойства
стиха. Среди этих свойств главные, по его мнению, «предельная
простота» и «большая насыщенность».
Сочинения:
Стихи:
- Одиночество. Берлин, 1935.
- Под сенью оливы. Париж, 1948.
- Плечо с плечом. Париж, 1955.
- Нездешний дом. Мюнхен, 1973.
- Верность. Париж, 1984.
Рассказы:
- Возвращение // Новый Журнал. 1955. № 42.
- У порога // Новый Журнал. 1958. № 53.
- Сосны молодости // Новый Журнал. 1960. № 59.
- Чужие // Новый Журнал. 1962. № 70.
- Аннушка // Новый Журнал. 1967. № 89.
- Сестры // Новый Журнал. 1982. № 148.
Статьи:
- В пути находящиеся: О творчестве Бориса Зайцева // Грани.
1957. № 33.
- Розы или рожь?: Памяти Анны Присмановой // Новый Журнал.
1961. № 164.
- Неукротимая совесть: О поэзии Анны Ахматовой // Грани.
1963. № 53.
- «Матренин двор» А. Солженицына и «Живые мощи» И. Тургенева
// Грани. 1964. № 55.
- Годы дружбы с М. Иванниковым // Новый Журнал. 1969. №
96.
- О поэзии Ольги Анстей // Новый Журнал. 1986. № 163.
Исследования:
- [Биография Е.Л. Таубер] // Содружество. Вашингтон, 1966.
С. 546.
- Забежинский Г. [Рец. на кн.:] Таубер
Е. Плечо с плечом // Новый Журнал. 1955. № 42.
- Нарциссов Б. [Рец. на кн.:] Таубер
Е. Нездешний дом // Новый Журнал. 1973. № 113.
- Струве Г. Русская литература в
изгнании. Париж, 1984. С. 364 - 365.
- Фесенко Т. [Рец. на кн.:] Таубер
Е. Верность // Новый Журнал. 1985. № 158.
- Шиманская А. [Рец. на кн.:] Таубер
Е. Нездешний дом // Современник. 1974. № 26–27.
- Dzhurich O. Руска
литерарна: Србиjя, 1929 — 1941. Белград, 1990. С.75 – 84.
Вадим Крейд |